Осторожно, КИБЕРМОШЕННИЧЕСТВО!
Популярные схемы мошенничества, фишинг
В настоящее время уже не так популярна легенда «звонок из банка/Центрального Банка», люди хорошо информированы о ней. Мошенники идут дальше - от имени банка сообщают, что возникла серьезная проблема и нужна помощь правоохранительных органов. Затем клиенту поступает звонок якобы из «полиции», «киберполиции» или «ФСБ». При этом на экране можно увидеть номер, совпадающий с реальным телефоном организации. Жертву убеждают помочь следствию и выполнить все указания псевдо-банка. Подчеркну, что сотрудники правоохранительных органов не работают по телефону – они приглашают граждан повестками.
Активно используется сценарий «зеркального кредита». Преступники звонят, что вам одобрена предварительная заявка на кредит. Но для защиты от мошенников нужно срочно оформить заявление на этот кредит, быстрее получить наличные деньги и через банкоматы перевести их на безопасные счета. На самом деле деньги уйдут мошенникам, а кредит останется с вами на долгие годы.
По-прежнему популярен обман при покупке или продаже товаров на интернет-площадках, сообщения о выигрыше или легком заработке на бирже, взлом или подмена страниц в социальных сетях. В последний год преступники активно используют фишинговые сайты - подделка под настоящий сайт известной компании - мобильных операторов, банков, электронных денег. Люди привыкли активно пользоваться интернетом и не всегда обращают внимание, на каком ресурсе оказались.
Традиционные схемы - убедить жертву перевести деньги мошенникам или выманить у неё данные карты или пароль от личного кабинета. А вот сценарии могут быть различными. Более половины из них используют социальную инженерию. Мошенники любым способом втягивают жертву в разговор, входят в доверие, торопят и выманивают нужные данные. Причем вернуть эти деньги будет непросто, ведь человек сам сообщил секретные данные мошенникам. Это нарушает условия договора с банком, и он отказывает в возмещении.
5 основных признаков мошенников
Несмотря на многообразие приемов и сценариев, вычислить мошенников можно.
Первый признак – звонок или сообщение поступили от незнакомца по его инициативе.
Второй: разговор касается перевода ваших денег (безопасный счет, налог, штраф, предоплата).
Третий: собеседник давит на ваши чувства:
- испуг (карта заблокирована, счет скомпрометирован и т.д.);
- нажива (пройти опрос и получить подарок, получить компенсацию, выгодный кредит и т.д.);
- сочувствие (помощь в ДТП, больному и т.д.).
Четвертый: собеседник пытается выманить данные вашей карты, личного кабинета в банке или код из СМС.
Пятый: на вас давят, торопят, не дают подумать или перезвонить в банк.
Рекомендации по защите от мошенников
Если у вас пытаются выманить любые реквизиты и коды с банковской карты, пароли для входа в личный кабинет, коды из СМС-сообщений, немедленно прекратите такой разговор.
Не паникуйте!!!!!!!!!!!!!!!!Пока вы ничего не сообщили мошенникам и не подписали никакие документы, ваши деньги останутся с вами.
Технические советы:
Не устанавливайте на смартфон или компьютер никакие программы по совету незнакомцев.
Обязательно подключите услугу информирования об операциях с вашим счетом. Это поможет вовремя заметить кражу.
Не переходите по ссылкам в подозрительных сообщениях.
Для выполнения или приостановки платежа настоящему банку не нужны секретные данные клиента. Он может уточнить только ту информацию, которая была указана в договоре с банком: фамилию, имя, отчество, адрес, ответ на контрольный вопрос.
При любых подозрениях сами позвоните в банк и уточните ситуацию. При этом номер нужно набирать только вручную, он написан на обратной стороне банковской карты.
Что делать при незаконном списании средств со счета?
Срочно позвоните в банк по номеру на обратной стороне карты, сообщите о мошеннической операции и заблокируйте карту.
В течение 1 дня лично обратитесь в отделение банка, получите выписку по счету и напишите заявление о несогласии с операцией (срок рассмотрения – 30 дней).
Обратитесь в полицию с заявлением о хищении.