Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Прохождение ПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Общие сведения.
Здания (помещения) и участок МБ ДОУ детского сада № 8, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования | |
Общая площадь территории МБ ДОУ детского сада № 8 | 10303 кв. м. |
Застроенная площадь | 1690 кв.м. |
Музыкальный зал | 120 кв. м. |
Спортивный зал | 60 кв.м. |
Спортивная площадка | 140 кв. м. |
Здание снабжено системой центрального отопления, водопроводом. Все эксплуатационное оборудование ДОУ находится в исправном, рабочем состоянии.
За каждой возрастной группой закреплена прогулочная площадка, на которой проводятся прогулки, наблюдения, игровая, двигательная, трудовая, самостоятельная деятельности и др.. Оборудована спортивная площадка. Во всех возрастных группах в достаточном количестве выносное оборудование для развития двигательной активности детей, проведения разнообразных игр на участках в разное время года. Организация среды на территории детского сада обеспечивает познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие дошкольников.
В ДОУ создана современная развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, групп, участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда построена с учетом следующих принципов:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативной;
- доступность;
- безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В МБ ДОУ детском саду № 8 имеются функциональные помещения для обеспечения образовательной деятельности:
- групповые комнаты, спальные комнаты по возрастам — 13 групп
- кабинет заведующей, методический кабинет, канцелярия
- кабинет музыкальных руководителей, логопедические кабинеты- 3шт. ,
- кабинет психолога -1
- сенсорная комната -1
- мини-музей
- медицинский кабинет: приёмная, изолятор, процедурный кабинет.
- спортивный зал, оснащенный разным оборудованием для двигательной и игровой активности, и спортивным инвентарем;
- спортивная площадка;
- музыкальный зал;
- прачечная, пищеблок, кладовая.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия проходят во всех возрастных группах, музыкальных и физкультурных залах, кабинетах специалистов: учителя - логопеда, педагога - психолога.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Методическая литература, учебная, детская художественная литература находится в методическом кабинете и группах ДОО.
Фонд учебной литературы соответствует Програмным требованиям.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории , подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
— Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
— Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
— Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В ДОУ функционируют 3 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, оборудованные специальным средствами обучения.
Группы оснащены достаточным количеством наглядного материала и мультимедийной аппаратурой (проектор, компьютер и телевизором).
Интерактивные технические средства обучения:
- дидактические пособия, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для детей с ТНР возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка;
- обучающие компьютерные игры, используемые ребенком под руководством специалиста для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с ТНР мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях;
- специализированный логопедический инструментарий предназначенный для коррекции речевых нарушений.
Обеспечение доступа в здание ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация доступности объекта социальной инфраструктуры (далее — ОСИ) для инвалидов – форма обслуживания
№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения) |
Вариант организации доступности ОСИ (формы обслуживания) * |
1. | Все категории инвалидов в том числе инвалиды: |
|
2. | Передвигающиеся на креслах — колясках | ВДН |
3. | С нарушениями опорно – двигательного аппарата | ДУ |
4. | С нарушениями зрения | ДУ |
5. | С нарушениями слуха | ДУ |
6. | С нарушениями умственного развития | ДУ |
* — указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»:
А – доступны все структурно-функциональные зоны ОСИ;
Б – в уровне первого этажа организованно место обслуживания инвалидов;
ДУ – доступен условно, то есть организовано дистанционное обслуживание, помощь персонала и т.д.;
ВНД – временно недоступен.
В ДОУ разработан паспорт доступности учреждения ОСИ с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами: педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра
Состояние доступности основных структурно-функциональных зон
№ п/п |
Основные структурно-функциональные зоны | Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов ** |
1. | Территория, прилегающая к зданию (участок) | ДП – И (Г) |
2. | Вход (входы) в здание | ДЧ – И (Г, У) |
3. | Путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации) | ДЧ – И (Г, О, У) |
4. | Зона целевого назначения здания (целевого посещения ОСИ) | ДЧ – И (Г, О, У) |
5. | Санитарно-гигиенические помещения | ДЧ – И (Г, У) |
6. | Система информации и связи (на всех зонах) | ДЧ – И (Г, О, У, К) |
7. | Пути движения к ОСИ (от остановки транспорта) | ДЧ – И (Г, О, У, С) |
** ДП-В – доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) — доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В – доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ – доступно условно; ВНД – временно недоступно.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса МБ ДОУ детского сада № 8:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- создаёт условия для позитивной социализации, индивидуализации, поддержки детской инициативы и творчества детей с ОВЗ;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Медицинское обслуживание воспитанников и работников в Учреждении обеспечивается штатным медицинским персоналом в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере здравоохранения.
С целью охраны здоровья детей в ДОУ разработан план взаимодействия с БУЗ Орловской области «Детская поликлиника № 3», направленный на реализацию комплекса медицинских оздоровительных и профилактических мероприятий.
В ДОУ имеется медицинский блок, включающий в себя медицинский кабинет, изолятор, процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
В Учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в основную образовательную программу дошкольного образования МБ ДОУ детского сада № 8.
Согласно Постановлениею Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в ДОУ разработан учебный план.
Важной составляющей охраны здоровья детей является профилактика детского травматизма.
В ДОУ созданы условия по предупреждению детского травматизма.
В помещениях ДОУ:
-Вся мебель соответствует росту детей, оборудование надежно закреплено и не имеет острых углов.
-Батареи отопления ограждены деревянными щитами;
— Все выходы и входы из здания освещены;
— Для хранения дезинфицирующих и моющих средств специальные шкафы, на которых имеются замки, к ним нет доступа детей.
— Вдоль всех лестниц имеются перила в соответствии роста детей;
— В каждой группе для персонала имеются памятки о профилактике травматизма.
Психологическое сопровождение обучающихся ДОУ осуществляет педагог – психолог в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями), используя групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы. С детьми с ограниченными возможностями здоровья осуществляет систематическую коррекционно-развивающую работу в соответствии с заключениями МБУ «ГОЦППМСП» г. Орла.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободном доступе для детей в ДОО компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления имеются ноутбуки, проекторы, принтеры.
Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет. Имеется электронная почта, сайт в сети Интернет.
На официальном сайте ДОУ имеется версия для слабовидящих.
Для осуществления образовательной деятельности по реализации адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья имеются: ноутбуки, проекторы, экран.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:
< Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
< Федеральный портал «Российское образование»
< Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
< Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
< Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://bus.gov.ru общероссийский официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
http://школа-всем.рф/уровневая система автоматизации образовательного процесса Орловской области
http://www.e-mcfr.ru электронная система «Образование» (ЭСО)
Электронные образовательные ресурсы
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы:
http://www.standart.edu.ru/ — ФГОС — нормативная база, повышение квалификации
http://www.edu.ru/ — Российское образование
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm — Всё для детского сада
http://detsad-kitty.ru/ — ДетСад – стихи для детей и взрослых
http://www.detskiysad.ru/ — Детский сад. ру — познавательные статьи
http://1september.ru/ — 1 Сентября
http://pedlib.ru/ — Педагогическая библиотека
http://dob.1september.ru/ — журнал «Дошкольное образование»
http://vospitatel.com.ua/ — сайт «Воспитатель»
http://allforchildren.ru/ — Всё для детей
http://www.schoolforbaby.ru/ — загадки, сценарии, праздники
http://playroom.com.ru/ — материалы для организации детского досуга
http://www.solnet.ee/ — портал «Солнышко»
http://www.i-gnom.ru/ — «Гномик» — информация о познавательном развитии дошкольника
http://viki.rdf.ru/ — Детские электронные презентации и книги
http://sibmama.ru/ — Презентации для детей
http://tmntpk.ucoz.ru/ — Презентации для дошкольников
http://900igr.net/ — игры и презентации для детей
БУ ОО ДПО «Институт развития образования» - Режим доступа http://оиро.рф/
Реестр основных общеобразовательных программ – Режим доступа: https://fgosreestr.ru